Что делает горожанина свободно дышащим?

 460 Просмотров

Город как писал Шекспир, делает человека свободным, но, к сожалению не все города дали возможность человеку (свободно) дышать чистым воздухом. Человек скомбинировал различные варианты комфортной организации работы и своей жизни, но не смог решить проблемы, касающиеся транспорта и здоровья. Леса, парки, аллеи, скверы, рощи становятся для некоторых российских городов абстрактными понятиями, словами, а не объектами, в которых действительно можно пройтись и даже подышать свежим воздухом, заряжаясь энергией.

Для большинства стран мира экологическая ситуация сложившаяся в городах является предметом особого внимания официальных властей различных уровней, СМИ, политических партий и общественных движений.

«Американцы в своей заботливости о физическом здоровье не только паутиной, удобными путями сообщения опутывают города, но и в самих них создают массу садов, парков, что называются «легкими» города, а мы даже и теми легкими, которые имеем, не даем возможность дышать, не даем воздуха, заставляем население жить скученно при дурной санитарной обстановке, преграждая ему доступ к чистому воздуху – за город. Да будет нам стыдно! Но этого мало, это слишком бьет нас и по карману, понижая нашу работоспособность». Писал русский ученый Озеров И.Х. в своей работе «Большие города, их задачи и средства управления» в 1906. Прошло более столетия, вопрос для нас остается по-прежнему насущным.

В российских городах, вопросы бережного отношения и сохранения окружающей среды вышли на первые полосы газет и получили поддержку у горожан. Естественные ожидания о социальной справедливости и справедливого доступа к «зеленой» инфраструктуре наталкиваются в целом ряде мест на сопротивление интересов застройщиков.

Но таяние площади лесов началось задолго до печей Освенцима и даже до того, как начал работать конвейер Генри Форда.

Знаменитый поэт У. Б. Йейтс, живший в викторианскую эпоху, когда творили Конан Дойль и Тургенев написал.

В экстаз восторга погрузился Локк;

А значит, саду умирать пора;

Прядильную машину «Дженни»

Бог Извлек из своего ребра.

Казалось сад окончательно умер, и даже после пьесы А.П. Чехова уже и сказать нечего. В наш век виртуальные кущи становятся реальнее, дорожки в ближайшем парке все дальше. Шорох осенних листьев пугает больше, чем звуки в динамике мобильного гаджета. Невинность теряется теперь не в садах Гесперид, а с помощью щелчка мыши в квесте

Организация паркового и садового пространства имеет давнюю историю. И если свести все к совершенно банальным истинам, то окажется, что сады и парки 3 000 тысячи лет тому назад имели религиозное значение. 500 лет тому назад воспитывали философа и поэта, 400 лет тому назад парки стали воспитывать гражданина, а 100 лет тому назад они стали воспитывать потребителя.

Старые сады времен кардинала Ришилье или поэта и губернатора Державина, это воспоминание о Космосе, перевод на язык природы важных символов. Тех самых, что чтили философы и мудрецы. Садоводство этими мудрецами воспринималось  ак составная часть их натурфилософии, как со-творчество с Великим Архитектором Вселенной – преобразователем Природы. Сад уподоблялся Эдему, где достижение Эдема являлось одной из целей морального самосовершенствования. «Путешествие» по парку равноценно странствию и пропагандировало путь к Свету Истины. Это понятно, когда шествуешь, например, по Архангельскому или находясь в недавно реставрированном парке в псковской усадьбе Тригорское Вульфов.

Формирование городского ландшафта, отношение к природным ресурсам это определенная культура мышления, характеризирующая жителей города тем или иным образом. Либо как жителей урбанизированной застройки, где теплый унитаз это верх комфорта, или же, как горожан способных изменить свои приоритеты и создать новые города переосмыслив свою деятельность.

Говоря о городе, я не мог рассуждать о природе города, о его натуре, начав размышления со стен и мостовых, хотя, наверное для этого больше оснований.

Зачем же городам лесопарковые зоны, сады, лужайки, скверы или одинокостоящие памятные деревья? Тяга к природным ландшафтам вполне объяснима, сложно быть человеком в городе подчиняясь неестественным, неприродным, техногенным циклам. И только оставшись один на один с природой,  где-то между стеной химчистки, автопарковкой, или может быть с семьей, мы черпаем скрытый дух леса?

Любовь горожан к паркам это любовь к прошлому к Эдемскому саду, проще говоря, к раю, к естественному ареалу обитания, либо транзит в будущее, где их тела дигитализируются в цифровую вселенную.

В последующих текстах мы постараемся рассказать, что сбережение зеленых насаждений, рекультивация парков, воссоздание садов это не просто работа с физическим пространством, материальными объектами. Создание садов, скверов благоустройство аллей это работа с Гением Места, это работа с внутренним временем, созданием идентичности .

Вспомним Бальмонта, —

Я обещаю вам сады,

Где поселитесь вы навеки,

Где свежесть утренней звезды.

Где спят нешепчущие реки.

Я призываю вас в страну,

Где нет печали, ни заката,

Я посвящу вас в тишину,

Откуда к бурям нет возврата.

И действительно одно из решений проблем города — это организация парков. Зеленые насаждения или великовозрастные леса, включенные в зону города решают в городе ряд экологических проблем. И никакие бури не смогут нарушить нашей гармонии. Зеленые острова высотой в 15 метров и шириной хотя бы в 50 м, способны уже обуздать эти казни египетские,- пылевые ванны, вызванные эрозией почвы и вечной стройкой.

Сад, парк, лес или сквер место, где человек приобретает свойства Адама или Евы, если хотите утраченную невинность, а значит, черпает силы для дальнейшей жизни. Лес место, в котором можно спаять духов места и человеческую природу влить в старые меха новое вино.

А что такое душа вообще, не лес ли это, где человек может заблудиться среди собственных чувствований?

Оставьте комментарий

Контакты

worldlab@mail.ru
wtour07@gmail.com