Антропологичное искусство античности.

176251
Просмотров

Принято называть античную культуру классической, ведь античное искусство основывалось на мифах, греки верили в богов и наделяли их человеческими качествами, видя в них гармонию человеческого и божественного. Собственно, принцип калокагатии был основополагающим для всей античной эпохи, и во всех своих творения греки выражали гармонию тела и духа, природы и космоса. В античности существовал культ тела. Сохранившиеся произведения искусства служат доказательством этой мысли, скульптура, керамика, вазопись на которых изображались различные человеческие формы. И представления о красоте человека в ту эпоху ассоциировалось с нравственными, моральными качествами. К примеру прекрасный юноша был символом очарования, ловкости, самоотверженности, то есть внешний облик человека определял его внутренний мир. Напротив, изображение безобразных тел выступало как олицетворение негативных нравственных качеств, таких как жадность, злоба, зависть. Античная культура вынесла на первый план героя, наделив его доблестью, благородством. Герои чувствительны к красоте не только духа, но и тела. «Никто не осудит троянцев за то, что они так долго сносят бедствия войны из-за женщины, потому что эта женщина прекрасна»[1].  В искусстве античности герои всегда представлены атлетично слаженными, гармоничными. И по настоящее время идея гармонии в искусстве является основополагающей. Антиковед Зелинский говорил, что «…в том далеком времени не найти таких завоеваний человеческого духа, которые не имели бы в последующие века успешного продолжения. Они не устарели, несмотря на то, что содержание этих открытий уже давно принадлежит истории»[2]. В связи с таким мировоззрением у древних греков само искусство носило идеалистический характер, то есть образ человека в искусстве представлялся как кристально ясная, очищенная от случайностей концентрация прекрасных духовных и физических качеств реального человека. Всё сознание античности было сконцентрировано на поиске и попытках воспроизвести гармонию.

Идеалом гармонии в античности являлся космос, именно поэтому он является совершеннейшим произведением искусства для грека. И так как в античности господствовал общинно-родовой строй, то весь мир, природа, человек, трактуются как родовая община, и человек ничем не отличается от космоса, является его эманацией, следовательно, и искусство акцентировано на выражении гармонии космоса и соответственно на человеке как его органической части, то есть происходит совпадение макро и микро космоса. В подтверждение этого вспомним высказывание Протагора: «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют»[3], где мы видим постепенный уход от натурфилософии и чёткий вектор к человеку, интуитивное начало субъективности сознания, что в эпоху Возрождения проявится как торжество личности.

Природу искусства античности мы можем увидеть у Аристотеля в трактате «Об искусстве поэзии». Он определил искусство как «мимезис», то есть подражание. Всё искусство основано на подражании, но это не просто копирование, а систематический познавательный процесс. Аристотель начинает разделять ремесло и искусство, говоря о том, что последнее строится на оригинальной идее, и несёт в себе возможность, то есть оно динамично. И художники древности, создавая свои творения, брали за основу чьи-то идеи, изучали их, трансформировали под свои мысли и получалось что-то иное, зачастую несущее в себе уже другие идеи, рассуждения.  То есть цель подражания не создание точной копии, такой же реальности, но в том, чтобы создать прекрасный предмет, используя чувственно воспринимаемые знаки. Это некое отражение жизни через призму субъективности сознания. Однако Аристотель относит подражание не только к познавательному процессу, но и наделяет его гедонизмом. «Созерцая предметы подражания, человек получает наслаждение, даже если предмет подражания сам по себе неприятен или вызывает отвращение»[4].

Подводя краткий итог, мы можем сделать вывод, что природа искусства антропологична, другими словами искусство возникает тогда, когда его предметом становится человек, и всё то, что с ним связанно, когда воспроизводится окружающий мир, трансформируясь человеческим пониманием. Ведь человек на протяжении своего существования пытается утвердить себя в обществе, занять определённую ступень в иерархии, а способность создавать предметы искусства даёт ему силы контроля над обществом, форму самоутверждения, способ социализироваться. Недаром в античности понятие «художник» связывали с понятием «ремесленник», и именно ремесленное дело раздвигало границы социума, формируя новые, более прогрессивные общины. Искусство не просто наполняет смыслом повседневное существование человека античности, но и возвышало его над бытом, реагируя на общественные процессы.  Как пишет А. Ф. Лосев: «Древние вообще слабо расчленяли искусство и ремесло, а также искусство и умственную деятельность, науку, или как говорили, греки, мудрость»[5].

Таким образом, мы можем наблюдать, что под искусством в античности понимали и строительство корабля, и изготовление молота или рисование миниатюры, это кузнец и ритор, поэт и художник. В этом смысле искусство отождествляется с ремеслом, техникой. Художник пытается создать нечто такое, что позволяет исправить, дополнить или продолжить природу. Представления об искусстве, как о создании произведений, изначальная цель, которых только эстетическое наслаждение, конечно ещё нет.

[1]Симонова С. А. Архитектоника культуры: Проблемы этико-эстетического синтеза: монография/ С.А. Симонова. — Воронеж: «ВГУ», 2008. – С. 52.

[2]Зелинский Ф. Ф. Идея нравственного оправдания / Ф.Ф. Зелинский // Из жизни идей.  – СПб:. «Алетейя», 1995.– С. 8.

[3]Гамм В. Человек есть мера всех вещей? // Решение. —  2003. — №3 URL: http://reshenie.vcc.ru/issues/a042003/view/article/27209  (дата обращения: 27. 01.2014)

[4]Аристотель. Поэтика. Об искусстве поэзии. / Аристотель // Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. — Минск: «Литература», 1998 –   С. 971.

[5]Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. – М.:  Мысль,  1978.  – С. 102.

Антропологичное искусство античности.

Об авторе
- В 2014 году окончила Воронежский Государственный Университет по специальности "Философия". Всегда тяготела к искусству и местом работы выбрала ВОХМ им. И.Н. Крамского в должности старший научный сотрудник. В 2015 году принимала участие в "Ольденбургских чтениях", автор публикации "Дом Романовых в произведениях из фондов ВОХМ им. И.Н. Крамского".