Искусство — догма Средневековья.

26976
Просмотров

Мировоззрение эпохи Средневековья было пронизана теологическим мировоззрением и, следовательно, и искусство, будучи тесно связанно с религией, было достаточно догматизировано. Церковь, как общественный институт, в эту эпоху обладала сильной идеологической силой и формировала феодальную культуру и тем самым выступала заказчиком произведений творчества. Мировоззрение человека средневековья было достаточно теологическим. Точкой опоры для религиозного человека того времени служила церковь, которая владела довольно большой частью земли вследствие этого обладала довольно весомым могуществом. Собственно, из-за этого и вытекало то, что церковная догма была основой всякого мышления. «Юриспруденция, естествознание, философия — все содержание этих наук приводилось в соответствие с учением церкви»[1]. То есть мы видим, что церковь стремилась быть всеобщей, проникнуть в умы каждого. Она доминировала над творчеством, тем самым не давая возможности развить те идеи, которые нашли своё отражение в античности, проявить эстетическо-личностные потребности.

Теперь на место гармонии нравственных качеств и телесной красоты, пришло открытие внутреннего человека, его личности, которое взаимодействует с богом. Вектор мировоззрения людей сменился в сторону загробной жизни, то есть в том смысле, что чем более смиренно и покорнее человек ведёт себя при жизни, тем больше вероятность того, что он встретится в раю с богом. Сама тема бога в мировоззрении Средневековья была основополагающей. Возникший в эту эпоху теоцентризм поставил Бога во главу угла, в том смысле, что божественное всемогущество каждый миг сохраняет и поддерживает бытие мира. Но в отличие от античных богов, которые были сопричастны с природой и тем самым влияли на устройство мира, бог средневековья стоял над природой. И активное творческое начало так же принадлежало богу. Любое произведение искусства того времени возникало в следствии того, что бог наделял талантом художника, и он в благодарность изображал священные образы.

Церковь понимала, насколько сильно художественное отображение мира влияет на сознание человека, и окружила общество различными изображениями апостолов. В следствии этого в средневековой живописи превалирует священные изображения, как бы давая понять людям, что бог их всегда окружает и наблюдает за их поступками, что и мотивирует людей вести себя смиренно.

Стоит отметить и то, что в Средневековье были распространены войны, крестовые походы, которые повлияли на развитие готической архитектуры. Джорджо Вазари в последствии назовёт готическую культуру «варварской», так как весь внешний облик этого направления был направлен на устрашения врагов, так как вся готическая архитектура была массивной. Помимо этого, в ней отчётливо просматривалась религиозность средневековья. «Высокие своды соборов, цветные витражи, сквозь которые лились лучи света, звуки органа — всё это поражало воображение людей, внушало им мысль о святости божественной власти, обращало к религии»[2]. Статуи у входа в соборы изображали греховность тела, поэтому пропорции тела были нарушены, но так как основной целью человека было искупление этой греховности, то скульпторы передавали душевные порывы человека, через увеличение глаз, создавали скорбные складки лица, вытягивали фигуры.

То есть мы видим, что самость человека представлена напрямую зависимой он воли бога, или от воли королей, власть которых была, по их мнению, божественной. Человек утратил античную гармонию, но привнёс такие аспекты души человека, как страдание, смирение, покаяние, аскетизм и др. Это искусство было очень символичным, отвлечённым от града земного. И если искусство античности напрямую отображало реальность, то в средневековье мы видим более аллегорическое, условное отображение мира.

Средневековое искусство приподнимает вуаль над сложным, глубоким строением внутреннего мира человека. Представляя человека слабым подобием бога, пропагандируя отрицательное отношение к телу, как к греховному порождению дьявола, как к сосуду, в котором заточена душа, но воплощало духовную красоту чистоты и невинности. «Противоречие между убожеством тела и силой нравственного облика человека, своеобразное искупление одного другим представляло особую эстетическую ценность для сознания людей средневековья»[3]. Однако, несмотря на покорный образ жизни, всё же для средневекового мировоззрения было важным познать закономерности мира, разобраться в строении реальности. Результатом этого было стремление к художественному ансамблю в котором различными художественными приёмами изображался божественный и загробным мир, то есть мы видим некое стремление человека охватить всю многогранность бытия.

Как мы уже сказали, средневековое искусство по своим формам было идеологически религиозным, символическим, отвлеченным. Художники по большей части создавали произведения для церкви. Светское искусство было, но оно не носило как такового определяющего характера культуры средневековья. Само мышление людей средневековья было религиозным. Задачей философов и художников стало познание вселенной в ее космических масштабах. Это стремление хоть и было на религиозных основах, но пробуждала в человеке потребность реального знания о вселенной.

 

[1]Искусство средних веков // Всеобщая история искусств. Т. 1. — Под общей редакцией Б.В.Веймарн и Ю.Д.Колпинский — Москва: Государственное издательство «Искусство». – 1960. URL: http://www.bibliotekar.ru/Iskuss1/0.htm (дата обращения: 12.02.2014)

[2]Фролов И. Т. Введение в философию. Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2003. —418 с.

[3]Искусство средних веков // Всеобщая история искусств. Т. 1. — Под общей редакцией Б.В.Веймарн и Ю.Д.Колпинский — Москва: Государственное издательство «Искусство». – 1960. URL: http://www.bibliotekar.ru/Iskuss1/0.htm (дата обращения: 12.02.2014)

Искусство — догма Средневековья.

Об авторе
- В 2014 году окончила Воронежский Государственный Университет по специальности "Философия". Всегда тяготела к искусству и местом работы выбрала ВОХМ им. И.Н. Крамского в должности старший научный сотрудник. В 2015 году принимала участие в "Ольденбургских чтениях", автор публикации "Дом Романовых в произведениях из фондов ВОХМ им. И.Н. Крамского".