Эстетический компонент искусства Ренессанса.

65380
Просмотров

Многогранность культуры средневековья развивалось под эгидой борьбы религиозных и гуманистических тенденций, которые в дальнейшем нашли своё отражении в эпохе Ренессанса. Когда гуманизм и антропоцентризм оказались апофеозом следующей эпохи, то дали толчок для развития эпохи модерна.

Хотя эпоха Возрождения и привносит нечто новое в мировоззрение человека, характерной чертой для него, как и для всей парадигмы премодерна, является приверженность традициям. В контексте данной эпохи возрождаются традиции античности, то есть то, что важно для мира традиции, а конкретнее это полнота и совершенство, остаётся. Мировоззрение общества направленно на создании гармоничного человека. Помимо этого, религиозность, которая была в центре премодерна, в эпоху Возрождения не исчезла, а обновилась, гуманисты эпохи Ренессанса говорили, что путь к спасению лежит через искреннюю веру, милосердие без лицемерия и беспорочной надежды. «И великие святые тем велики, что жили духовно свободно, в простоте евангельской»[1]. То есть другими словами, всё то, что характерно для парадигмы премодерна проходит красной нитью через эти три эпохи, только под разным углом зрения.

Возрождение – совершенно иной этап в мировой культуре. Здесь закладывались основы современной науки, естествознания, развитие книгопечатанья дало возможность широкому распространению литературы, а, следовательно, повышение уровня образованности общества.  Важное значение эпохи Ренессанса было в том, что сложилось светское мировоззрение, акцентировалось внимание на свободе личности человека. Позже Вальтер скажет, что это была эпоха борьбы со средневековой догматикой. Это был ответ «серому» отчаянному средневековью, своими титанами мысли и безудержными страстями.  Люди этой эпохи постепенно начинали верить в то, что возможности человека безграничны, «…люди, основавшие современное господство буржуазии, были всем чем угодно, но только не людьми буржуазно-ограниченными. Наоборот, они были более или менее овеяны характерным для того времени духом смелых искателей приключений»[2].

Искусство этого времени сильно отличалось от ремесленных работ античности, так как главной направленностью становится не видоизменение природы, а эстетический компонент, проявление своих титанических возможностей. Отчётливо просматривается забытая средневековьем античная установка на индивидуальное творчество. В искусстве проявляются черты эпикурейской философии, которая пропагандирует наслаждение как благо. То есть художники создают свои произведения искусства не только для того чтобы выразить своё отношение к миру, но и для того, чтобы получить эстетическое удовольствие от их лицезрения. Так Лоренцо Валла, автор знаменитого трактата «Об истинном и ложном благе» утверждает, что «…искусство создаётся не из любви к добродетели, а из стремления к наслаждению — архитектура, живопись, музыка и поэзия возникли из потребности в наслаждении и связанной с ней пользы»[3].

Мы видим, что человек стал ценить телесность, возвращается к гармонии души и тела, и всячески стремится к наслаждениям. Тело прекрасно во всех его проявлениях. Особый акцент делался на анатомически идеальном теле. То есть художники, скульпторы старались во всех тонкостях изобразить тело человека. К примеру, всем известная статуя Давида работы Микеланджело, на этой статуи чётко изображены эмоции Давида. Он сосредоточен, все мышцы его напряжены, так как он готовится к схватке с Голиафом. Микеланджело показал, как грозно сдвинуты его брови и всё положение тела говорит нам о предстоящем смертоносном движении. Мы видим то, что не только изображались анатомические нюансы, но и проявлялся эмоциональный настрой художественного образа.

Ещё одним примером может служить Леонардо да Винчи, который был «универсальным человеком» Помимо того, что он занимался живописью, он был увлечён различного рода изобретениями. То есть мы видим, что сознание человека возрождения не ограничивалось лишь эстетическим наслаждением, а продолжало развиваться и в некотором смысле в научном направлении, это своего рода предтеча перед эпохой Нового Времени. Так Леонардо по некоторым данным изобрёл парашют, нарисовал его на бумаге, что свидетельствует тому, что люди постепенно стремились разгадать загадки природы.

Особенно отличительной чертой искусства ренессанса был гуманизм. Последователи этого течения считали, что каждый человек имеет право свободно развиваться как личность, реализуя свои способности. Гуманизм определял не только то, что человек стал высшей ценностью, но и то, что человек — это критерий всякой ценности. Способности человека теперь являются не только задатками которые вложил в него бог, но и результатом его собственных усилий. Теперь свобода человека, смысл его жизни связывался с его творческой активностью. Человек в эпоху Возрождения старается не только овладеть античной мудростью в контексте гармонии, но и познать самого себя, занимается самосовершенствованием во многом по средствам творчества. Теперь человеческое достоинство определялось его личными качествами, его умениями, способностями, знаниями языка. Вся жизнь такого человека проходила под эгидой активности, новаторства, эксперимента. Идеи гуманизма наиболее полно и ярко воплотились в искусстве, главной темой которого стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями. Гуманистов вдохновляла античность, она служила для них источником знаний и образцом художественного творчества.

Мы видим, что эпоха возрождения — это своего рода протест против «серого» средневековья. Если в предыдущую эпоху человек выступал как духовное существо при забвении его чувственности и телесности, то Возрождение обратилось к анализу целостного человека в единстве его религиозной и светской составляющей. Произошла своего рода реабилитация земного бытия, а соответственно и человека, который выступает преобразователем не только души, но и окружающего мира. Появляется множество трактатов о человеке, о его достоинстве, к примеру трактат Джованни Пико деллаМирандола под названием «Речь о достоинстве человека», где он пишет, что человек наделён свободой воли, что человек — это чудо, и что бог поставил человека в центр мира «…я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире».[4]

Нельзя сказать, что религиозные черты исчезли из произведений художников, но они уже не носят первостепенный характер. Изменилось и изображение самого человека. Мы видим много полуобнажённого тела, так как оно теперь не греховно, а наоборот, служит наслаждению, следовательно, благу. Специально забелённая кожа и светлые волосы говорят нам об утончённости, нежности. Всё искусство ренессанса направленно на возвышение человеческих способностей над миром, на превалирование таких качеств как справедливость, гуманность, стремление возродить качественную гармонию античности.

Подводя итог парадигмы премодерна, мы видим, что это время, когда в основе всего лежит традиция, мистика, вера. В античности — это вера в природного бога, в средневековье в бога трансцендентного, а в возрождение вера в возможности человека. Характерное мифологическое сознание эпохи премодерна выражалось в мистической сопричастности с чем-то неизведанным, для людей этих трёх эпох миф был попыткой объяснить для себя реальность, в тех ситуациях, когда рацио не могло этого сделать. Естественно, что самое сильное мифологическое сознание наблюдалось в античности. В средневековье миф носил теологический характер, а в Возрождении почти исчез. Постепенно зарождавшаяся философия в античности, привела к тому, что в Возрождении рациональность стала брать верх над мифологичным сознанием, что и привело к смене парадигм, на место премодерна пришёл модерн со своей опорой на рацио.

 

[1]Роттердамский Э. Философские произведения//Оружие христианского война. — Издательство: М.: Наука – 116 с.

[2] Энгельс Ф. Диалектика природы. // под ред. Д. Б. Рязанова. — М.: Партиздат, 1934. – 353 с. – С. 117.

[3]Валла Л. Об истинном и ложном благе; О свободе воли / Сост. и авт. вступ. ст. Н.В. Ревякина; / Отв. ред. А.Х. Горфункель. — М.: — «Наука», — 1989 – С 12

[4]Мирандола. Речь о достоинстве человека. URL: http://psylib.org.ua/books/_pikodel.htm (дата обращения: 14.02.2014)

Эстетический компонент искусства Ренессанса.

Об авторе
- В 2014 году окончила Воронежский Государственный Университет по специальности "Философия". Всегда тяготела к искусству и местом работы выбрала ВОХМ им. И.Н. Крамского в должности старший научный сотрудник. В 2015 году принимала участие в "Ольденбургских чтениях", автор публикации "Дом Романовых в произведениях из фондов ВОХМ им. И.Н. Крамского".