ЛИДИЯ СКАРГИНА — НАТЮРМОРТ, КОТОРЫЙ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ПЕЙЗАЖ.

 1,111 Просмотров

Вот и завершился вернисаж «Диалоги» выдающейся Липецкой художницы Лидии Васильевной Скаргиной (Юровой).  «Всегда существует диалог художника со зрителем. Если зритель не реагирует, значит, диалога нет»,- так объясняет происхождение бренда сама Лидия Скаргина. В апреле она отметила свой 80-летний юбилей. На выставке было представлено более100 живописных работ в жанре пейзажа и натюрморта.

Кто же эта художница? Вот что пишут о ней.

За окном мастерской долго-долго течёт река, и плывут в ней птицы. Меняются холсты на мольберте, буднично счищается краска с палитры… Хозяйка мастерской очень открыта, в ней напрочь отсутствует пафос Мэтра, хотя сегодня Лидия Скаргина — один из ведущих художников Липецка.

Мы заходим в мастерскую Лидии Скаргиной и… начинаем лететь! Перед нами — мост, большая река, дорога, небо. Не сразу осознаёшь, что это огромное окно, открывающее вид на площадь Мира и реку Воронеж. Мастерская художницы находится в мансарде старого дома — в лучших традициях богемы. Мы оглядываемся, и начинается диффузия нашего мира и мира Лидии Скаргиной.

Скаргина Л.В.
Скаргина Л.В.

«Я уже два года здесь. Раньше в этой мастерской работал Вилен Дворянчиков. Моя находится по соседству, я в ней пробыла 25 лет. Поэтому эта для меня ещё чужая».

Скаргина Л.В. 1Скаргина Л.В. 2
Я подхожу к окну, чтобы насладиться холодным осенним пейзажем. И обращаю внимание на кашпо передо мной. «Что это… Клубника?!» «Да, — отвечает Лидия Васильевна, — я в прошлом году к Новому году вырастила». Поворачиваюсь в большому зеркалу, за которым зазеркалье мастерской. Над ним композиция из веток с ангелом. А ещё выше — гипсовый профиль Петра Первого. Напротив — посмертная маска Пушкина. На мольберте в центре — большой холст, а вокруг — картины…

Скаргина Л.В.3

— Я вообще подолгу пишу, иногда лет по двадцать, когда работы уже неподъёмные становятся. Сейчас я хочу, чтобы за три сеанса было готово. Хочу. Но как получится — не знаю. Мне нравится выражение:

«Вору нужно вовремя смыться, а художнику — вовремя остановиться».

Несмотря на солидный живописный опыт, в Лидии Скаргиной чувствуется постоянный поиск, неудовлетворённость. А главное в её творчестве — взрывная энергия, выплёскивающаяся на холсты. Её картины — это её характер, жизнелюбивый, неугомонный. Видимо, поэтому сюжеты трудно отнести к конкретному жанру, порой они перетекают друг в друга. Но всё же чаще всего встречаются цветочные натюрморты и фигуры в интерьере.

«В работе всегда делаешь композицию ради композиции, а потом уже решаешь, что это будет — фигуратив или абстракция».

Автопортрет. 2010. 60х50
Автопортрет. 2010. 60х50
Старый город. 1998. 60х75
Старый город. 1998. 60х75
Любец. Полнолуние. 65х70
Любец. Полнолуние. 65х70
Розовая обнаженная. 2006. 40х130
Розовая обнаженная. 2006. 40х130
Большие гладиолусы. 2010. 80х90
Большие гладиолусы. 2010. 80х90
Астры 2 сентября. 2011. 90х100
Астры 2 сентября. 2011. 90х100
Красный интерьер. 2010. 60х70
Красный интерьер. 2010. 60х70
Красные маки. 2013. 90х100
Красные маки. 2013. 90х100

— Когда я жила в детском доме в Мстёре, хорошо писала сочинения, я любила это. Их потом всегда зачитывали. Поэтому в четырнадцать лет, когда заканчивала седьмой класс, была уверена, что стану писателем. Но отец тогда забрал нас в Сибирь, в город Северо-Енисейск, это Крайний север. Оттуда можно было уехать всего два раза в год. Я хотела учиться, и когда смогла выехать оттуда в апреле, вступительные экзамены уже везде шли. Я вернулась в Мстёру и там же поступила в художественно-промышленное училище, которое было буквально через дорогу от моего детского дома. Подозреваю, что наши директора договорились обо мне.

Букет. 1986. 104х86
Букет. 1986. 104х86
Подсолнух. 1984. к.м. 104х 86
Подсолнух. 1984. к.м. 104х 86

Кто на вас повлиял как на художника?
— Больше всего — мой преподаватель в мстёрском училище Юкин Владимир Яковлевич. После училища я у них была как приёмыш, мы вместо бабушек ездили к ним. Когда мой сын подрос, спросил однажды: «А кто нам эти Юкины?»

Фото Александра Козина. 1982 год
Фото Александра Козина. 1982 год

Так случайно Лидия Скаргина стала художницей. Несколько лет училась в Московском полиграфическом институте. Затем вернулась во Владимир, где работала в художественном фонде. Конечно, атмосфера старинной иконописной Мстёры не могла не отразиться на работах Скаргиной. Художница сохраняет эту красочную декоративность в холстах, превращая простые сюжеты в сказочные. Поначалу Лидия Васильевна занималась исключительно графикой. Перепробовала все возможные виды тиражной и рукотворной графики. А затем, видимо, графические средства исчерпали себя, и художница окунулась в живопись. Сегодня мы знаем её исключительно как живописца, поэтому нам хотелось бы показать прекрасные рисунки Лидии Скаргиной:

«Пейзаж с лошадьми». Бумага, тушь.
«Пейзаж с лошадьми». Бумага, тушь.
«Любитель джаза». 1987. Гравюра на картоне. 60х50
«Любитель джаза». 1987. Гравюра на картоне. 60х50
Набросок. 2014
Набросок. 2014
«Гончарная улица». 1976. Бумага, акварель. 50х63
«Гончарная улица». 1976. Бумага, акварель. 50х63
«Натюрморт». 2000. Бумага, тушь
«Натюрморт». 2000. Бумага, тушь
Цветная гравюра на картоне. 1985. 50х60
Цветная гравюра на картоне. 1985. 50х60
«Игра». Коллаж. 1999
«Игра». Коллаж. 1999
«Пейзаж». 1983. Бумага, акварель
«Пейзаж». 1983. Бумага, акварель
«Сатир 3».
«Сатир 3».
«На Челюскинской». 1980. Бумага, акварель.
«На Челюскинской». 1980. Бумага, акварель.
Гравюра на картоне. 1997
Гравюра на картоне. 1997

Во Владимире были знакомы с художником Петром Диком?
— Конечно! Нас с ним вместе не приняли в Союз в 1976 году (смеётся). Он потом на следующий год вступил, а я испугалась. Меня уже в Липецке принимали в 1984 году.

Почему в каталогах вас обычно обозначают под двойной фамилией — Скаргина и Юрова в скобках?
— Потому что во Владимире я была замужем за Юровым, так там меня знали. А потом я вышла замуж за Скаргина и уехала в Липецк. Возникла путаница: в каталогах меня обозначали то так, то так. Поэтому я стала писать прошлую фамилию в скобках, чтобы было понятно, что это один человек.

«Получилось, что из Владимира уехала Юрова-график, а в Липецк приехала Скаргина-живописец».

С 1976 года Лидия Васильевна участвует в республиканских, региональных и областных выставках. Она провела ряд персональных выставок. После переезда в Липецк в 1982 году встал вопрос о заработке. Делать наглядную агитацию Скаргина не могла и не хотела. Поэтому стала пробовать себя в новых формах: научилась ткать гобелены, делать батики. Работала художником-оформителем в Художественно-промышленных мастерских художественного фонда РСФСР.

«Раковина». Гобелен. 70х80. 2006
«Раковина». Гобелен. 70х80. 2006
«Композиция». Батик. 2014
«Композиция». Батик. 2014
«Гитары». Апликация. Холст и шёлк. 75х150
«Гитары». Апликация. Холст и шёлк. 75х150

Лидия Васильевна, расскажите про это панно.
— Это остатки занавеса, который я делала для Детского дома. Я красила куски бортовки анилиновыми красителями в разные цвета. А потом добавляла вышивку шёлковой ниткой.

Скаргина Л.В. 29

Когда пишете, есть кайф?
— Конечно. «Ух как я сегодня!», а на следующий день приходишь: «Какое…».

Сколько обычно длится сеанс?
— Я прихожу в мастерскую и начинаю прыгать как блоха. Два часа работаю, потом перерыв, грунтую холсты. Обычно за день прикасаюсь к пяти-шести работам. Какие-то качества из одной работы переходят в другие. Давно уже слышала высказывание: «Каждая работа выходит из предыдущей». В целом да, но сейчас это всё же фраза не для меня.

Скаргина Л.В. 30

«Я всегда работы вымучиваю, но в конце стараюсь показать ощущение, что это сделано за один сеанс левой пяткой. Муки должны оставаться на кухне».

Пишете на пленэре?
— Вообще в последние годы для меня натуры не существует. Но пару лет назад я была во Владимир, а ещё в Македонии. Однажды в Выставочном зале ко мне подходит искусствовед Таня Кроль и говорит: «Смотри, какие люди красивые». Мы подошли, и через пять минут стали друзьями. Это были переводчики из Македонии. Приглашали нас к себе. Я им говорю: «Я не умею просто отдыхать». И мне подсказали, куда отправить работы, чтобы поучаствовать в международном пленэре в их стране. Я отправила, и через день мне пришло приглашение. В нашей группе почти все были славянами — из восемнадцати человек только шестеро македонцы. Мы жили в старинном монастыре в горах. А рядом — Охритское озеро, аналог нашего Байкала, только меньше. Очень красиво!

Бывали у вас длительные перерывы в творчестве?
— Жизнь долгая, всё бывало. Иногда думаешь: «Чтоб я ещё раз пришла в эту мастерскую!» И чувствуешь себя как загнанная лошадь. Ведь что-то новое уже не скажешь, а всё равно идёшь и делаешь. Один раз разговаривали на эту тему с художником Олегом Кузиным. Кому это нужно? Тебе нужно? Мне нужно. Ну и всё. А вообще:

«Стопроцентная свобода — это палка о двух концах!»

Самое удивительное в Лидии Скаргиной — её улыбка. Даже рассказывая грустные вещи про себя и свою семью, Лидия Васильевна не позволяет печальной эмоции надолго задерживаться. Всего на миг художница опускает глаза, но, вовремя распознав грусть, смахивает её с лица и улыбается нам. Видимо, секрет её молодости в таком постоянном самоконтроле, а главное — в принятии жизни. Всей жизни: эпохи, которая сменилась на её глазах, новых техник рисования вплоть до компьютерной графики, новых людей (даже если они тоже художники).

«Несколько лет назад я обалдела от возможностей, которые даёт компьютерная графика. Круглые сутки сидела и творила в программах Photoshop и Xara. Но как это применить, пока не знаю».

Лидия Василия, кто вам нравится из художников?
— Да все! Недавно открыла для себя Шишкина. Вроде бы эти медведи всем с детства знакомы. Но когда рассматриваешь его не по репродукциям, а вживую, видишь много тонкостей. Например, он не накладывал мазки друг на друга, поэтому там даже просветы холста кое-где видны. И у него холст от этого дышит.

— Когда началась свобода, все увлеклись западным искусством. В 1956 году в Москве была первая выставка Пикассо. Это был прорыв. В Третьяковке тогда достали всё из запасников, умудрились сохранить. Тогда ведь даже Филонов был под запретом. А про Шишкина, конечно, забыли.

А из липецких для меня на первом месте Василий Шевченко и Виктор Сорокин. Я Виктора Семёновича впервые увидела в 1971 году на выставке в Манеже. Удивилась, как можно было так зелёный увидеть! А здесь мы сразу закорешились. Поэтому про любимого художника могу ответить так:

«Богов у меня много».

А сейчас кто любимый художник? Конечно Матисс?
— Конечно, Матисс, — улыбнулась Лидия.

Работы Лидии Васильевны Скаргиной хранятся во Владимиро-Суздальском архитектурно-художественном музее, Липецком областном художественном музее, в краеведческих музеях Липецка, Воронежа, Белгорода и в частных коллекциях в России и за рубежом.

Из:http://ku48.ru/article/1952
Евгения Кролевская, фото Татьяны Рыжковой.

Оставьте комментарий

Контакты

worldlab@mail.ru
wtour07@gmail.com