Человек в «зеркале» искусства

 39 Просмотров

Искусство премодерна в своей основе содержит традиции. Сам термин премодерн зачастую используют как синоним «традиционного общества». Основной характеристикой парадигмы премодерна является то, что она изначально формируется в контексте религии и догматики. Философия в том смысле в котором мы её понимаем сегодня, как рефлексия на окружающий мир почти не существовала, однако сказать, что её не было совсем мы не в праве, так как античные мыслители уже тогда задумывались о строении мира и создавали свои концепции.  Но всё же те зачатки философии были сильно зависимы от религиозных мировоззрений, можно сказать, что философия эпохи премодерн была «служанкой теософии», что особенно ярко выраженно в Средневековье.

Как мы уже сказали в эпоху премодерна, человеческое сознание и структура внешнего мира формировались в контексте религии. То есть когда люди смотрели на реку, то они видели нечто сотворенное богами для диалога между ними и обществом. Обычная, с точки зрения, современного человека вода несла глубокий сакральный смысл. Поэтому древнегреческий философ Фалес и брал в виде первовещества воду, тем самым соединяя религиозное сознание с началом развития философского мышления. То есть мы видим, что в парадигме премодерна, физическое восприятие людей было иным, «…пейзаж и уровень общения, глубина кругозора человека премодерна была на порядок больше чем-то, что современный человек распознает как существующее в современном мире»[1].

Так же в эпохе премодерн отечественный философ А.Г. Дугин выделяет две направленности, это архаическое общество и религиозное. Архаическую культуру мы видим в античности, где полностью властвует миф. «Архаика – это царство мифа, коллективного бессознательного, которое почти полностью совпадает с коллективным сознанием»[2]. Все социальные институты пронизаны «коллективными сновидениями». Архаика – это постоянный круговорот времени, стремление сдержать появление чего-то нового, архетип героя, который борется с иным, отсутствие как такового рационального начала, полная мистичность сознания. Религиозное общество отличается тем, что статус религиозного становится выше, происходит отделение мифа от логоса, появляется некая линейность, которая даёт возможность перехода к модерну, к идее прогресса, эволюции, и поступательного линейного развития. Начало линейного времени мы можем наблюдать уже в Средневековье, где статус религии превалирует в сознании людей, продолжает развиваться в Возрождении, где помимо религии появляется вера в человека, что в итоге приводе к смене парадигм.

Такое общество, которое основано на традициях, мыслится как нечто не только предшествующее современности, но и как полностью противоположное современному обществу. «Традиционное общество устроено так, чтобы как можно дольше (а если возможно, то и вообще никогда) не становиться современным»[3]. Но традиция всегда направлена на будущее, как передача опыта прошлого, следовательно, премодерн не может избавиться от тенденции к современности, но всячески пытается замедлить этот процесс. На этом принципе и построены социальные институты традиционного общества. Они стремятся сдержать время, основоположными приоритетами становятся постоянство, цикличность. Общество премодерна выбирает прошлое, с настоящим мирится, а в будущее не верит.

И искусство в рамках премодерна мыслится как нечто традиционное, основанное на мифах, и догматичное. И для того чтобы понять специфику искусства в данный период, нужно обратиться к пониманию понятия и природы искусства, в толковании которого наблюдается столкновение различных эстетико-философских позиций.


[1]Дугин А. Постфилософия. Три парадигмы в истории мысли. — М.: «Евразийское Движение».2009 – с. 13

[2]Дугин А. Г. Социология воображения. Введение в структурную социологию. — М.: «Академический Проект; Трикста», 2010. – С. 127

[3]Дугин А. Г. Социология воображения. Введение в структурную социологию. — М.: «Академический Проект; Трикста», 2010. – С. 135.

Оставьте комментарий

Контакты

worldlab@mail.ru
wtour07@gmail.com