835 Просмотров
На рубеже семидесятых и восьмидесятых годов Великобритания переживала один из самых жестоких кризисов в своей истории. Неэффективное государственное управление и мировые тенденции переноса тяжелой промышленности в Юго-Восточную Азию привели к росту безработицы и резкому падению уровня жизни населения. Для британцев то время было похоже на то, что Россия пережила десятилетие спустя – в 90-е, которые принято называть «лихими».
Шеффилд, крупный город с полумиллионным населением в Центральной Англии, некогда был символом британской сталелитейной промышленности. Но это не спасло его от общей беды. К 1981 году работу потеряли около 50 тысяч жителей города – более десятой части всего населения, а металлургические заводы закрывались один за другим, оставляя после себя лишь огромные заброшенные промышленные зоны.
Городские власти попытались найти ответ на этот вызов огромного по меркам Англии масштаба. В 1981 году Городской Совет Шеффилда решился на социальный эксперимент. В структуре местного самоуправления появился департамент по трудоустройству и экономическому развитию. Эта была первая в Великобритании попытка муниципальной власти взять на себя ответственность за создание стратегии будущего процветания города. Тактических задачи решать приходилось всем. Но сотрудники шеффилдского Департамента задумались, что следует изменить в самой структуре города, чтобы привлечь внешние средства и стимулировать экономическое развитие на многие годы.
В 1986 году в заброшенном промышленном районе на краю городского центра Шеффилда появился Квартал культурных индустрий. Правда, пока лишь в виде названия. Площадь участка, отведенного под будущий арт-кластер, составила 75 акров (30,35 га). Но пока что здесь располагались только маленький машиностроительный завод, пара старых сталелитейных предприятий и большая площадь ничейной земли, нетронутой со времен военной разрухи (во время Второй мировой Шеффилд был одной из приоритетных целей бомбежек немецкой авиации).
Будущий Квартал культурных индустрий должен был дать шеффилдцам работу в культурном секторе и развивать культурную среду города, а также привлекать в Шеффилд туристов. К началу эксперимента муниципалитет уже владел здесь несколькими заброшенными строениями. Пример развития бывшей промзоны подали местные лейбористы (партии, находившейся в оппозиции консервативному правительству Маргарет Тэтчер), которые в 1982 году переоборудовали металлургический завод в центр музыкальных встреч. Его обеспечивал не только муниципальный бюджет, средства на необычный проект также поступали в рамках национальной Программы финансирования городов.
Вскоре в помещениях заброшенного завода также обосновалось Общество Йоркширского Арт-пространства. На месте цехов появились мастерские художников. Благодаря развитию звукозаписывающего бизнеса и смежных индустрий, Шеффилдский квартал начал приносить первые доходы. В настоящее время в Квартале культурный индустрий располагается около трех сотен компаний, связанный с кино, музыкой, дизайном, IT и другими креативными профессиями.
Чтобы оценить всю прелесть данной истории, стоит помнить, что не смотря на количество населения, англичане Шеффилд называют крупнейшей из английских деревень.
В настоящее время квартал переживает кризис (точнее, до сих пор финансируется из муниципального бюджета) из-за неправильно сформулированной миссии. Но шансы поправить положение есть. По мнению экспертов, организаторы британского арт-кластера в свое время не обращали внимания на инфраструктуру потребления: кафе, точки розничной торговли культурными товарами или учреждения культуры, открытые для публики. Впрочем, даже если бы что-то подобное появилось в Шеффилде, эти попытки были обречены. Большинство людей просто не могли тратить деньги на досуг высокого качества. Однако эксперимент «Шеффилд» себя оправдал хотя бы в части создания новых рабочих мест.
К 90-м годам культурные кварталы появились во многих крупных городах развитого мира. Их создатели использовали модель «смешанной экономики». Оживление улиц, ночное использование помещений, появление специализированных магазинов и открытых площадок, где можно поесть и выпить, а также мест для развлечений – все это современные методы формирования комфортных культурных пространств.