4,822 Просмотров
Хипстеры здесь не ходят, тем более в одиночные маршруты дней на пятнадцать -двадцать.
Скоро на экраны выйдет фильм, созданный по мотивам романа «Территория», посвященный освоению Чукотки. Книга была написана рано умершим, Олегом Куваевым. Советский Джэк Лондон написал бестселлер, где нашлось место романтикам, чиновникам, национальным меньшинствам, природе, интригам и красивым женщинам.
Как обычно начинают писать о фильме и книге, «…Чтобы попасть на Территорию, вы должны сесть в самолет», и это верно, так начинается роман.
«Но если душа ваша не очерствела от частых перемещений по государству или, наоборот, не поблекла от жизни в одном месте, вы постоянно будете чувствовать, что нечто главное идет мимо вас, и оно не умещается ни в рассказы старожилов, ни в кадры слайдов, ни в записные книжки». Вот с чего, я бы начал свое повествование о произведении.
Роман, как и фильм, сшит крепкими нитками соединяющих несколько историй в целостную картину. Все они словно река Ватаб и золотоносные участки Территории в отдельности лишь золотые самородки, но все вместе это поэма о геологах.
В этом фильме, как и в произведении автора, важны несколько образов, которые определяют весь строй произведения. Нельзя обойти фигуру романтического ковбоя, пионера истерна, который борется с природой. Скорее это герой сочетающий страсть в освоении, волевой, упрямый, идущий как танк на березки. В нем также есть черточки следопыта из романов Дж. Ф. Купера читающего следы природы. Не зря же один из героев повести говорит « — Знаете, кто мы? Мы — наследники. Нашими предками были купцы, авантюристы, охотники за сокровищами. Одиссей был нашим предком, аргонавты имеют к нам такое же отношение, как наши деды».
Краеугольной фигурой повести является Илья Чинков, прообразом которого был геолог Н. И. Чемаданов, от которого остались записи «В двух шагах от Северного полюса». Скупые, не балаболистые.
Режиссер фильма нарочито грубо обрисовал Чинкова, выбросив его рассуждения про интуицию, и тем интереснее будет читать роман. Главный герой фильма, словно сошел с картин советских художников «сурового стиля». Это гегеолог: волевой, ответственный, не нуждающийся во внешней рамке идеологического стимулирования человек.
Возможно, это сделано, чтобы контрастнее была фигура Гурина, который беседует со вторым героем Баклаковым о том, как писать отчеты.
« — Чему ты учился шесть лет… Старики-классики писали геологические романы. Они давали завязку — фактический материал, они давали интригу — ход собственных мыслей, они давали развязку — выводы о геологическом строении.
«Вы пишете отчеты, как будто обследовали известковый карьер под Москвой, а не Территорию, о которой никто ничего не знает»
«— Одного у тебя не отнять, сокоешник, — задумчиво сказал Гурин. — Ты упрям. Я предлагаю тебе написать геологический очерк долины Эльгая. Вольная игра ума. Предположения. Гипотезы. Доводы. Выводы. С личной концепцией Баклакова устройства земного шара в сем районе. Тогда полезные ископаемые сами встанут на место. Постарайся понять, почему Будда рвется к золоту. Учти, что Будда шагу не сделает зря. Он единственный умный человек среди вас, суперменов».
Я не удивлюсь, если Гурин, станет иконой для хипстеров 2.0, а некоторые слова растащат на цитаты. Он же слушал джаз, знал два языка, любил коньяк и получал зарубежные журналы. Подозреваю, что от современных хипстеров его бы тошнило.
Вспомним его слова – «Хочу дожить до восьмидесяти. Посмотреть, чем все это кончится.
— Что именно? Уж простите, что похоже на интервью.
— Вторая техническая революция. Всеобщее забалдение. Квартиры, финская мебель, мечта жизни — машина. Приобретатели, по-моему, собрались захватить мир. И ну его к черту!» Учитывая любовь причисляющих себя к хипстерам — винтажа, наверняка стоит ожидать внезапный прилив к определенного рода маркам и свитерам с оленями.
Возможно в Гурине, было что-то от Куваева, ведь писателю как раз было бы восемьдесят лет.
Уникальное ощущение, что вы не только видите небо приарктических территорий, но чувствуете аромат долин, через которые идут герои. Сочные, кружащие голову кадры водопада и зимой и летом. «Баклаков вышел на перевал. Впереди массив круто обрывался, внизу лежала желтая тундра с бликами озер. Совсем далеко на горизонте тянулась черная полоса, прорезанная кое-где водными отсверками. Это и была легендарная река Ватап на подступах к дикому нагорью Кетунг. Баклаков оглянулся. Река Эльгай, где стояла их база, исчезла средь путаницы черных и фиолетовых сопок». Все это, вы увидите в сидя в удобном кресле кинозала., но увы вы не почувствуете не обреченной усталости от форсирования реки, не от жуткого холода, который вымораживает не мышцы, а мысли.
Мы почти не ощутим министерскую интригу и государственную важность в золотодобыче, рассматривая кружащую панораму водопада. Она остается за кадром, также как и в повести, хотя и ей уделено немало страниц, но в описании кабинетов и приказов нет жизни. Вся жизнь бьется в диалогах геологов и описании природы.
Здесь нет места для танцев, все подчинено суровой логике: расчету полетов, чтобы сбросить груз для геологической партии, точному знанию метеоусловий, чтобы вельботы могли пробиться к геологоразведочной партии на берегу губы или реки. Здесь почти не слышно дизеля, зато отчетливо слышны крики куропаток и гудение рек. Здесь нет урбанистического пейзажа, но отчетливо видны песцовые, оленьи и следы россомах.
Иногда кажется, что Гурин это Остап Бендер спустя двадцать лет, но только хорошо сохранился. -«Хотите, как Бендер, составлю матрицу для любой корреспонденции на местную тему? Торбаса, пурга, энтузиазм, снежные просторы, молодой задор, старый кочевник».
Уникальные съемки, природа жестокая и прекрасная, эротика разлитая, ровно настолько, чтобы опьянеть и творить любовные гимны.
Единственное жаль, что не экранизировали поездку Баклакова в Хиву, ведь это — суть лестница Якова из романа Борхеса, но справедливо, что в романе ее не озвучили, так как это такая маленькая мистическая нотка, где Баклаков проходит инициацию.
Но большой глупостью будет считать, что повесть про золото, как и не про войну повесть «В августе 44». Чтобы оценить все глубину истории, стоит знать про «красноярское дело», когда в 1949 году было арестовано «за участие в антисоветской группе» около тридцати геологов, в числе которых были известные ученые, преподаватели, специалисты Министерства геологии. Усиливается засекречивание специальной литературы. Доходит до абсурда: засекречивается геологическая литература по зарубежным территориям. Секретно-шифровальным отделом Мингео срочно предлагается изъять из обращения часть геологической литературы.
Знание этих простых фактов делает фигуры героев бронзовее, а роман превращают в настоящую трагедию, где нет места сиропу.
Закончить же я хотел словами секретарши Чинкова.
«— Придет осень, вернутся мальчики, выберу я себя в местком. И объявлю я вам, падишахам, войну на взаимное уничтожение. Великие планы! Пр-р-оекты! Банкеты и лауреаты. А выбрать мальчикам сухой барак некому. — Лидия Макаровна взяла новую папиросу».
Официальная страничка — https://vk.com/territoriafilm
Фотографии взяты с http://www.kinopoisk.ru/
Прекрасная коллекция фотографии золотоносных районов Чукотки.
Пингбэк: meritking
Пингбэк: elexusbet
Пингбэк: eurocasino
Пингбэк: madridbet
Пингбэк: meritroyalbet
Пингбэк: eurocasino
Пингбэк: eurocasino
Пингбэк: meritking
Пингбэк: meritroyalbet
Пингбэк: meritroyalbet
Пингбэк: madridbet
Пингбэк: trcasino
Пингбэк: elexusbet
Пингбэк: tombala siteleri
Пингбэк: meritroyalbet
Пингбэк: 1propound