473 Просмотров
Анна Степнова.
Город Волжский очень не любит, когда его называют спутником Волгограда. Он мог бы носить имя Город Солнца, но не срослось.
Название без претензий, тем не менее, отняло у Волгограда возможность называть что-либо волжским. Все, что в регионе волжское – это из Волжского. Относительно молодой город, построенный одновременно с Волжской ГЭС, делится на «старый» и «новый». Вот в одном из домов старого Волжского, во дворе, куда надо пробираться мимо каких-то ларьков, а потом протискиваться между железным забором и железным же мусорным контейнером – вход в пещеру Алладина, которая может стать интереснейшим музеем.
Власти города, стимулируемые культурной общественностью, пытаются музеефицировать мастерскую скульптора Петра Лукича Малкова.
В Волжском 11 памятников его работы, начиная от известной всем стелы-волны на въезде в город. Но и в Волгограде его руками сделано то, без чего не обойдется ни один путеводитель.
Да, ошибиться трудно: это панно на самом знаменитом доме страны – доме Павлова.
Еще одна работа Малкова известна каждому волгоградцу.
Это эскиз к будущему памятнику морякам-североморцам.
Просто чудо, что в мастерской, где уже год как нет в живых хозяина, отключено электричество (и хорошо, что есть отопление), все сохранилось так, как будто приготовлено для музея.
Эскизы, вырезки из газет, фотографии и негативы, проекты планировки территории под будущие памятники, модели и макеты, инструменты, фотолаборатория, книги и даже огромная коллекция виниловых пластинок. Все это уже попало в заботливые руки хранителя музейно-выставочного комплекса Волжского.
Два раза в неделю в свои выходные сюда приезжает дочь скульптора – Ольга Малкова, искусствовед, крупнейший в регионе специалист по наследию другого великого нашего земляка – живописца Ильи Машкова.
Пока подготовка к созданию музейной экспозиции в мастерской выражается в том, что здесь наводят порядок, сортируют вещи и документы, но до открытия еще очень и очень далеко. Прежде чем открывать мастерскую для посетителей, нужно хотя бы побелить стены, вернуть электричество, оборудовать туалет, а самое серьезное – это, конечно, оснащение системами сигнализации. Такой парадокс: сейчас никого не волнует, что в мастерской нет ни охраны, ни пожарной сигнализации, но как только она станет частью музея – за отсутствие того и другого будут серьезно наказывать.
Идея создания музея в мастерской уже довольно давнишняя. Уж лет десять скоро будет, как об этом говорят и думают. Говорят, что все упирается в деньги. На самом деле, видимо, власти Волжского не очень понимают, для чего нужен такой музей, чем окупятся вложения?
Возможно, отцы города далеки от высоких материй культурного капитала, возможно, никто пока не пытался обсуждать с ними общественные выгоды, которые дает территории художественный музей. В самом деле, деньги нужно выделять из бюджета уже сейчас, а ценности, которые рождаются при посещении таких музеев, – это дело будущего. На самом деле будущее не такое уж и далекое: сравнение этой мастерской с пещерой Алладина вовсе не случайно.
Помимо уникального собрания скульптур и документов, мастерская скульптора дает возможность столь популярного ныне творчества в музее – мастер-классы, уроки скульптуры для всех желающих. В маленьком дворике мастерской можно даже отливать скульптуры. Это – прикладная роль музейной мастерской.
Волжане, бережно чтящие короткую историю своего города, остро нуждаются в формировании образа идентичности Волжского. Они видят лозунг «Волжский – город моей судьбы», гордятся не единожды полученным званием самого благоустроенного города России, но все-таки многие здесь понимают: благоустройство – это норма. Она не выделяет город из сотни других милых и ухоженных городов России.
Город Солнца – нереализованная мечта Малкова. Так и не ставший реальностью памятник Кампанелле, так не ставший реальностью памятник Волге, дающей энергию. По гипотезе самого известного в России урбаниста Свята Мурунова, монетизация идентичности – это краеведческий музей в роли брендингового агентства. Память о городе, сохраняемая в музее, – ресурс, с которым почти никто не работает, а в Волгоградской области волжане могут стать первыми. Если все-таки решатся и наконец откроют мастерскую Малкова для публики.